Главная / Статьи / ERP-системы повышают конкурентные преимущества
ERP-системы повышают конкурентные преимущества
Активный рост компаний на российском рынке, сопровождается формированием холдинговых структур, слияниями, поглощениями, развитием филиалов, розничной сети. С ростом масштабов бизнеса значительно возрастают внешние и внутренние риски, а последствия от принятия необоснованных управленческих решений становятся все более опасными.
Основные проблемы современных отечественных компаний — это:
-
отсутствие полноценного контроля за деятельностью структурных подразделений, филиалов, розничных магазинов, складов;
-
повышение трудоемкости сбора, обработки, передачи, контроля и анализа данных;
-
отсутствие единых стандартов электронной и внутрифирменной отчетности;
-
запаздывание информации, поступление некорректных данных;
-
невозможность формирования глобальной внутрифирменной отчетности на основе точной информации о деятельности компании в необходимые сроки.
Будь у топ-менеджмента удобный инструмент для анализа и передачи информации, не пришлось бы действовать вслепую и принимать неоправданные решения. Важнейшие конкурентные преимущества компании оказываются зависимы от технологической обеспеченности, в частности, от:
-
постановки и совершенствования системы управленческого учета;
-
принятия своевременных и эффективных управленческих решений;
-
постановки и совершенствования системы планирования и прогнозирования;
-
оптимизации ассортиментной политики;
-
применения прогрессивных методов ценообразования;
-
эффективного управления затратами и прибылью;
-
оптимизации активов;
-
применения эффективных ценовых и неценовых методов конкурентной борьбы;
-
оперативного контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
-
применения современных методов анализа финансово-хозяйственной деятельности с учетом специфики предприятия.
Для решения этих проблем на предприятиях вводятся системы ERP, ERPII, а также технологии CRM.
ERP (Enterprise Resource Planning) – информационная система для идентификации и планирования всех ресурсов предприятия, которые необходимы для осуществления продаж, производства, закупок и учета в процессе выполнения клиентских заказов.
ERP II (Enterprise Resource & Relationship Processing) – это бизнес-стратегия предприятия, принадлежащего к определенной отрасли, и набор ключевых для данной отрасли приложений, помогающих клиентам и акционерам компаний увеличивать прибыльность бизнеса за счет эффективной ИТ-поддержки и оптимизации операционных и финансовых процессов как внутри своего предприятия, так и во внешней среде – в рамках сотрудничества с другими корпорациями.
CRM – управление отношениями с клиентами – бизнес-стратегия, предназначенная для оптимизации доходов, прибыльности и удовлетворенности клиентов.
Западные ERP-системы, которые в настоящее время активно продвигаются на российском рынке, изначально разрабатывались с учетом специфики деятельности западных корпораций, поэтому основным их недостатком является слабая адаптируемость к российской действительности. Кроме того, потребитель западных систем ERP — крупный, реже средний бизнес, с определенной отраслевой спецификой. Внедрение инноваций требует значительных инвестиций, средний бизнес в большинстве случаев ограничивается внедрением отдельных модулей, в которых наиболее ощутима потребность в данный момент. Например, компании ограничиваются внедрением системы ERP в области складской логистики, финансового планирования или HR.
Финансово-хозяйственноая деятельность организации — это непрерывное взаимодействие подразделений компании в любой момент времени. При автоматизации отдельных сфер деятельности затрудняет коммуникацю между подразделениями компании, неавтоматизированные звенья тормозят общее развитие. Усложняется обмен информацией, передача данных, анализ и контроль, учащаются разногласия в отчетности подразделений, ошибки и задержки информации. Становится все сложнее судить о реальной картине функционирования организации в целом.
Существующие системы ERP зачастую утяжеляют существующую систему ненужными функциями, которые встроены в нее как «стандартные». Этот довесок из ненужных функций влечет за собой дополнительные издержки, а стандартную систему сложнее внедрять на практике, так как она не учитывает уникальных конкурентных преимуществ каждой компании.
Что касается типовых программ семейства 1С, предлагаемых на отечественном рынке, они накладывают жесткие ограничения в рамках определенного набора типовых хозяйственных операций. Основная их функция — отражение бухгалтерских операций и формирование отчетности. При их использовании велика вероятность искажения данных из-за не всегда корректного введения данных, подгонки и правки данных в базе для налогвой инспекции и по другим причинам. В конечном итоге это приводит к серьезному искажению данных. Кроме того, бухгалтерская отчетность носит последующий характер и, даже при соблюдении объективности данных, подобной информацией невозможно оперировать для принятия оперативных и эффективных управленческих решений. Не упрощают работу и отдельные модули: «Производственное предприятие», «Торговля и склад», «Зарплата и кадры», «Франчайзинг», которые усложняют формирование сводной внутрифирменной отчетности предприятия. К тому же повышаются риски разногласий и искажения данных, полученных из разных источников, увеличивается трудоемкость обработки данных, снижается оперативность сбора информации для управленческих целей и в справочнике часто задваивается номенклатура.
Дописывание программ «под клиента» на базе стандартных конфигураций 1С означает, как правило, лишь небольшое расширение функционала стандартной программы. Все недостатки типовых программ — отсутствие оперативности поступления информации и искажения — сохраняются.
Общей проблемой как западных, так и отечественных программных продуктов, предлагаемых на отечественном рынке, являются так называемые «баги» – недоработки, ошибки в конфигурации, которые возникли по причине недоработанности системы или, наоборот, вследствие ее улучшений. Такие системные ошибки приносят конечным потребителям немало проблем, а затраты на их устранение значительны.
Чтобы достичь серьезных конкурентных преимуществ на рынке, предприятия должны грамотно разработать и реализовать комплекс организационных мероприятий. Внедрение передового программного обеспечения, отвечающего специфике деятельности компании — основное условие ее функционирования, дающее возможность применять прогрессивные методы конкуренции.
Предлагаемый нами подход к организационно-технической поддержке финансово-хозяйственной деятельности предприятия — это организационных мероприятий и внедрение программного обеспечения как две последовательные ступени единого процесса построения системы аккумулирования, обработки, передачи, контроля и анализа данных. При этом программный продукт выступает в первую очередь продолжением и программной поддержкой организационных мероприятий.
Комплекс организационных мероприятий включает:
-
анализ – изучение хозяйственных процессов, специфики деятельности предприятия, условий его функционирования;
-
предложение новых способов организации бизнес-процессов;
-
описание – документирование предложенных и реальных способов ведения финансово-хозяйственной деятельности, которые практикуются на предприятии, а также возможности оптимизации процессов;
-
разработку регламента по организации бизнес-процессов компании, который охватывает все стороны финансово-хозяйственной деятельности;
-
внедрение – обучение сотрудников компании работе в базе данных, а также программная поддержка.
Преимущества предлагаемого подхода:
-
Оперативное принятие эффективных управленческих решений
-
Контроль при вводе данных обеспечивает защиту информации от искажения.
-
Мониторинг обработки данных для оперативного и последующего отражения операций.
-
Разработка сводных показателей для оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности компании в любой момент времени.
-
Оперативное поступление достоверной информации для принятия управленческих решений, возможность построения аналитических таблиц на любой момент времени.
-
Оперативное выявление проблем по основным направлениям деятельности предприятия, своевременное устранение текущих ошибок, корректировка действий в соответствии с желаемым результатом.
-
Совершенствование планирования и прогнозирования — достоверность данных на любой момент времени, использование технологии оперативного контроля и защиты информации предыдущих периодов от искажения предоставляет широкие возможности для применения методов планирования, прогнозирования, статистики, экономико-математического моделирования, анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности.
-
Управление продажами и закупками:
-
Применение системы позаказного распределения товара между клиентами (определение реального уровня спроса на товар) с документальным отражением в базе данных.
-
Определение необходимого уровня закупки товара у поставщика; работа с поставщиками на основе ожидаемых продаж.
-
Реализация товара на основе зарезервированного в заказах товара с возможностью текущих корректировок по желанию клиента.
-
Определение состояния обработки и выполнения конкретного заказа в любой момент времени.
-
Анализ отклонения первоначально заявленных заказов и реализованного по ним товара. Выявление причин отклонений, текущих корректировок заказов, устранение недостатков при переходе к следующему циклу хозяйственной деятельности.
-
Совершенствование системы продаж и методов работы с клиентами и поставщиками.
-
Оптимизация планирования сроков поставок и отгрузок товара.
-
Оценка эффективности работы и взаимодействия подразделений, реализующих товар.
-
Совершенствование ассортиментной политики:
-
Ведение справочника номенклатуры с возможностью присвения товару различных характеристик; формирование ассортиментных групп товара.
-
Анализ структуры продаж с позиции ассортиментных групп и особых свойств товаров.
-
Ассортиментный анализ, основанный на маржинальном подходе с оценкой реального вклада каждой ассортиментной группы в покрытие затрат и выручку.
-
Анализ особеностей поведения кривой продаж по ассортименту и выявление факторов, повлиявших на уровень продаж.
-
Анализ потенциала ассортиментных групп товара.
-
Управление прибылью через совершенствование ассортиментной политики.
-
Эффективное использование складских площадей
-
Отражение реальных остатков товара на складе.
-
Определение уровня ликвидности и оборачиваемости ассортиментных групп товара на складе.
-
Возможность оценки целесообразоности хранения на складе товара с низкой оборачиваемостью. Анализ альтернативных издержек и выбор между дальнейшим хранением такого товара и его сбытом по стоковым ценам.
-
Организация оптимального хранения товара для снижения трудозатрат на его размещение, набор и отгрузку.
-
Снижение издержек хранения через увеличение оборачиваемости товара, оптимизацию процессов складирования, хранения, набора и отгрузки товара.
-
Эффективное управление затратами и прибылью
-
Возможности использования маржинального подхода для управления затратами и прибылью.
-
Оперативное поступление информации о реальном уровне постоянных и переменных затрат.
-
Оценка уровня фактической себестоимости товара.
-
Возможность ценообразования на основе маржинального подхода благодаря оперативному поступлению информации о реальном уровне постоянных и переменных затрат.
-
Управление прибылью через определение приемлемого уровня затрат и допустимого диапазона колебания цены; возможность оперативных маневров при выстраивании грамотной политики ценообразования.
-
Моделирование различных вариантов изменения спроса развития событий по итогам принятия тех или иных управленческих решений. Оценка колебания спроса и выручки на основе моделируемых ситуаций. Выявление максимально выгодного варианта действий.
-
Распределенная база данных — удобна для территориально удаленных друг от друга подразделений. Использование самых современных методов обмена данными путем синхронизации работы связанных баз данных устраняет все недостатки существующих в настоящее время методов передачи электронных документов.
-
Интеграция данных
-
Аккумулирование, обработка, передача, контроль и анализ данных в единой системе, формирование консолидированной внутрифирменной управленческой отчетности. Ввод данных в единую систему сотрудниками, ответственными за поступление первичной информации обеспечивает контроль за корректностью данных, а также возможность обработки информации на различных стадиях процесса финансово-хозяйственной деятельности.
-
Оперативное поступление полной информации о деятельности компании для управленческих целей.
-
Построение и функционирование единой системы обеспечивает интеграцию данных, предоставляет доступ к необходимой информации точно в срок, и, следовательно, способствует достижению серьезных конкурентных преимуществ компании на рынке.
Ваше мнение