Главная / Сергей Львов предлагает Финансисту / Отчеты и инструменты финансового контроля и анализа / Инструменты анализа и управления затратами на предприятии, учет себестимости
В управленческом учёте с себестоимостью связаны три процесса – учёт себестоимости, контроль (анализ) себестоимости и оптимизация затрат. Также здесь важно упомянуть об особой важности проработки классификатора затрат, который в целях эффективного учёта должен быть многореберным (затраты классифицируются в разных плоскостях – прямые или косвенные, переменные или постоянные, общие или удельные, по видам деятельности, по видам продуктов, по проектам, по периодичности, по положению в потоке затрат и так далее). В частности, я в процессе внедрения подсистемы управления затратами в случае необходимости провожу разработку сквозного многоуровневого и многорёберного классификатора затрат. На этот классификатор ориентируемся впоследствии при внедрении всей системы управления затратами, планирования, бюджетирования, прогнозирования или моделирования, при формировании отчета P&L с любыми детализациями.
Управленческий учёт себестоимости может строиться по разным методологиям. Различают позаказное калькулирование, пооперационное калькулирование, попроцессное калькулирование, попроектное калькулирование или смешанный подход, когда параллельно ведётся несколько методологий калькулирования. Эти подходы требуют разного построения учетной системы. Что нужно конкретно Вам – можно определить, проанализировав Ваши бизнес-процессы и цели, которые Вы ставите перед учётом затрат.
Анализ себестоимости также важная задача управления бизнесом. И здесь тоже существует большой арсенал всевозможных программных инструментов, способных помочь в выполнении аналитических задач, например, анализа чувствительности или безубыточности, планирования затрат, анализ влияния различных факторов на себестоимость, анализ поведения затрат, оценка драйверов затрат, анализ функций затрат, регрессионный анализ и много-много других инструментов, вплоть до специфических, разработанных под индивидуальный бизнес. Разумеется, все эти инструменты внедрять не следует. Наоборот, нужно правильно выбрать необходимый набор – и внедрить его в реальный процесс. Естественно, уже готовых систем, подогнанных под Ваши цели и условия, Вы не найдёте – настолько сильно влияние специфики бизнеса. Ведь затраты – это один из важнейших факторов в конкурентной борьбе. Поэтому Вы можете обратиться ко мне – и мы обсудим стратегию разработки грамотной подсистемы управления себестоимостью.
Автоматизация подсистемы оптимизации затрат является эффективным механизмом повышения прибыли за счет снижения издержек, поэтому внедрение подобных программных инструментов обычно быстро окупается. Здесь работает принцип внедрения инноваций - один раз инвестировав в такие инструменты, получаешь экономию навсегда. Один раз заплатил – а экономия на всю жизнь. Однако нужно и здесь не забывать про индивидуальный подход, ведь оптимизационные системы наподобие ABC-систем или многофакторного анализа требуют принятия к рассмотрению именно специфических характеристик и условий бизнеса и основываются на грамотно поставленном и достоверном учёте себестоимости и правильно подобранной системе программных инструментов (модулей, интерфейсов, регистров, расчётов). Качественно разработанная подсистема оптимизации является стратегическим преимуществом компании и стратегическим оружием против конкурентов.
Постановка и внедрение подсистемы учёта себестоимости – сложная и нетривиальная задача. Внедряющему ее специалисту необходимо иметь большой практический и психологический опыт, незаурядный интеллектуальный потенциал, креативное мышление и владеть современными технологиями и инновационным подходом. Всеми этими характеристиками я обладаю в полной мере и приглашаю Вас воспользоваться моими услугами, моим опытом и моими знаниями для Вашей пользы в качестве консультанта, разработчика и внедренца подсистемы грамотного управления себестоимостью.
Обычно клиенты обращаются, чтобы: