Главная / Статьи / Как оценить конкурентные преимущества с помощью управленческого учета
Развитие существующих и создание новых конкурентных преимуществ является одним из приоритетных направлений политики компаний на Западе. Экономика настолько глобализировалась, что наращивание потенциала уже невозможно за счет традиционных методов. Поиска кардинально более дешевых поставщиков, установление связей с производителем, имеющим несравнимо более высокое качество.
Мир все более становится един. Информация настолько доступна, что даже при огромном количестве разных поставщиков – фактически по своим характеристикам канал один. Преобладающее большинство имеют настолько мизерные различия в цене, номенклатуре, качестве и т.д., что фактически по этим критериям выбор входящей продукции и ее цены можно считать в большой степени идентичным.
Приоритеты компании-потребители вынуждены расставлять по другим признакам, не по цене. Эти признаки для продавцов, к стати, тоже являются результатом развития конкурентных преимуществ.
И так во многих аспектах деятельности. Именно поэтому создание конкурентных преимуществ и выходит на первый план. Критически низкой цены закупки сейчас удается достигнуть все реже и реже.
Очевидно, различные виды конкурентных преимуществ могут дать различную отдачу. В конечном счете эта отдача станет очевидна по финансовым результатам, которых компания за счет них добьется.
Но, во-первых, прирост прибыли может формироваться на протяжении длительного стратегического периода. То есть более быстрыми результатами могут стать и не денежные. Увеличение доверия потребителей, престиж компании. Эти факторы, достигаемые за счет создания конкурентных преимуществ, также являются бесценными для фирмы, но в деньги выливаются не сразу.
Во-вторых, как учесть какой прирост прибыли дало нам создание конкретного конкурентного преимущества, как проанализировать, какие капиталовложения были наиболее рентабельными. А такая оценка является основной для определения целей фирмы, направления приоритетных потоков финансирования.
Потому ведущими маркетологами сейчас предложена общая оценка (иерархия) конкурентных преимуществ.
К низкому рангу причисляют доступное сырье, дешевую рабочую силу, объемы производства. Создание этих конкурентных преимуществ не дает компании большого выигрыша, так они являются довольно универсальными и легко достижимы всеми игроками рынка. К ним как раз относятся рассмотренные нами возможности дешевой входящей цены. Действительно, в информатизированном обществе возможностей сыграть на отсутствии информации становится все меньше и меньше. Вряд ли, к примеру, кто-то станет работать на вас за 200 долларов в месяц, когда известно, что за аналогичную работу в другой компании платят 400. Даже при отсутствии других вариантов трудоустройства.
Вы можете завлечь хорошего специалиста неденежными выгодами. Возможностью реализовать свои амбиции, здоровым микроклиматом в коллективе. Последний тоже относится к конкурентным преимуществам, при чем более высокого порядка. Но по цене серьезно сыграть вряд ли удастся. Потому что есть информация.
Не смотря на низкий ранг данного вида конкурентных преимуществ, если фирма ими обладает, и они исторически играют значительную роль в работе, то в обязательном порядке должны оцениваться и анализироваться. Относительно низкая отдача может быть компенсирована масштабом производства. А настроенная на их развитие система управления компании может поднять их эффективность на качественно новый уровень.
В симбиозе со стратегией компании и качественной программной поддержкой это будет уже совсем другой вид конкурентного преимущества. Высоко технологичное, инновационное и, следовательно, на порядок более продуктивное.
В прочем все выше сказанное относится ко всем видам конкурентных преимуществ. Целевые капиталовложения и усилия, вложенные в них, повышают их ранг и их рентабельность. О методах развития будет рассказано в других разделах, а вот исходная информация для оценки и анализа конкурентных преимуществ низшего ранга берется из стандартных учетных документов. Специальная методика позволяет на этой основе произвести оценку преимуществ.
К более ценным преимуществам относят репутацию фирмы, систему взаимоотношений с клиентами. Для оценки и анализа данного вида конкурентных преимуществ необходима правильная организация и интеграция с общей системой предприятия подразделений, отвечающих за CRM. Как самих отделов с системой бизнес-процессов предприятия, так и программного модуля их обслуживающего с программой, в которой ведется управленческий учет.
Это дает огромный прирост эффективности непосредственно CRM-системы, но для оценки конкурентного преимущества критически необходимо.
Одними из наиболее продуктивных конкурентных преимуществ называют цели и мотивацию владельцев бизнеса, руководства и сотрудников. Если настроения и задачи собственников для работников компании очень часто сложный и практически непостижимый вопрос, то что касается мотивации самих работников, здесь все тесно переплетено с системой стимулирования. От того, насколько она адекватна, будет зависеть отдача данного конкурентного преимущества, и, соответственно, от того, насколько она четка и регламентирована будет зависеть его оценка и анализ.
Однако к конкурентным преимуществам наивысшего ранга экономисты относят технические характеристики продукции, запатентованные технологии компании и уровень профессионализма персонала. Вопросы качества продукции и технологий во многом связаны с техническими моментами, различными для каждой конкретной отрасли. Но вот что касается профессионализма работников здесь все очень тесно зависит от управленческого учета.
В других разделах было рассказано, как введение дополнительных инструментов оценки и анализа, таких как нормативы, технологические карты и хронометражи операций, позволяют управлять производительностью, а следовательно развивать конкурентное преимущество. Ведь на самом деле не важно, насколько потенциально высокой квалификацией обладает ваш персонал. Важнее насколько она реализуется, как продуктивно работают люди. С помощью этих данных можно производить оценку и анализ данного конкурентного преимущества.
Для проведения же анализа и оценки конкурентных преимуществ используют специальную систему, которую принято называть функционально-стоимостный анализ. Это довольно сложный комплекс методов и приёмов, но суть его в двух словах сводится к следующему. Разделить продукт компании, как таковой, и полезные свойства, которые потребитель находит в нем для удовлетворения своих потребностей – функции.
Действительно, никто не покупает товар или услугу для товара или для услуги. Покупают для того, чтобы удовлетворить потребность. На этом и базируется ФСА. Не имеет особого значения, что вы производите. Намного важнее, что в этом находит для себя потребитель. Именно эти функции и оцениваются.
Данная статья не имеет целью раскрыть все сложные методы и приёмы. Поверьте, из опыта я знаю, что на практике намного проще бывает внедрить систему и продемонстрировать её в действии, чем научить её особенностям. Для Вас достаточно того, что я имею более чем необходимый уровень знаний и опыта в данной сфере. Моей целью есть лишь дать Вам представление о том, какие возможности открывают перед бизнесом инновационные подходы.
ФСА и разработанные на его базе программные продукты дают возможность совершенствования бизнеса во многих вопросах. Таких как повышения продаж, увеличение эффективности рекламы, снижение уровня затрат, уровня брака, повышения качества продукции. С их помощью возможны поиск новых, революционных подходов к решению существующих проблем, моделирование различных ситуаций на рынке, построение прогнозов и многое другое. Обо всех перспективах, которые дает внедрение инноваций, Вам лучше узнать, самим начав процесс у себя на предприятии. А я с удовольствием Вам помогу.
Обычно клиенты обращаются, чтобы: