Главная / Статьи / Настройка управленческого учета. Как упростить бизнес с помощью 1С
При упоминании «1С» у многих работников компаний возникает образ сурового взгляда бухгалтера поверх очков, который сверяет данные представленного авансового отчета. Или требует от Вас предъявить ему оригинал накладной поставщика. В любом случае суть этого взгляда: «Вот Вы, Штирлиц, и попались!»
Да, бухгалтерия – это совершенно особый отдел компании. Никакая служба безопасности не наведет столько страху на сотрудников, как она. И главный инструмент этого карающего органа – 1С. Это традиция.
Я предлагаю вам изменить стереотипы мышления. Программный комплекс «1С: Предприятие» - это современный мощнейший инструмент управления бизнесом. Я бы сказал, что суть его возможностей давно переросла ведение бухгалтерского учета. И открывает широкое поле для настройки управленческого учета.
Да, типовая конфигурация учитывает очень мало потребностей фирмы. Кроме того, что такой подход отсекает перспективы, он еще и построен на устаревшей и неэффективной схеме потоков информации. А это вредит нашему бизнесу, усложняет его. В принципе противоречит концепции управленческого учета. Но специальная настройка 1С легко решает эти вопросы, один из них – организация управленческого учета.
Для многих знакома ситуация, когда отделы сносят все данные в бухгалтерию. В лучшем случае имеют определенный доступ и скидывают в электронном виде. А бывает, бегают с бумажками. Бухгалтерия же, как старый скряга, все копит, но выбить из неё что-то бывает непросто.
И самим бухгалтерам знакомы случаи, когда кто-то требует отчет по продажам, да еще сгруппированный по определенным позициям, в то время, как у них горит квартальный отчет. Потому и трудно добиться результата.
Ведение управленческого учета – это не есть назначение бухгалтерии. По той причине, что сами операции фиксируются, как правило, вне её – на складах, в цехах, в торговых точках – и результаты обработки данных также вне поля её функций. Они нужны начальникам службы МТС, начальникам производств и т.д. То есть поток информации, который мог бы идти прямо, должен «заворачивать» в бухгалтерию. Это неверная архитектура процессов управленческого учета.
Такое исходит ещё из старой системы ведения учета. Да когда-то, когда основным носителем информации была бумага, бухгалтерия собирала к себе документы. И вынуждена была выполнять функции управленческого учета. Документы по приоритетности все равно были у неё. Потому она выступала центральным звеном в процессах управленческого учета.
Сейчас программа дает прекрасную возможность разделить потоки. Фиксирование событий и дальше происходит на местах. Естественно, с позиций правильной настройки управленческого учета эффективно, если данные сразу на месте заносятся в базу. Бухгалтерия возьмет из неё информацию, которая необходима для разноски сумм по счетам, составления отчетов.
Остальные отделы тоже должны быть подключены к системе. Тогда производство может брать данные о закупках и планировать себестоимость. Отдел маркетинга выбирать продажи в разрезе товаров, анализировать динамику, составлять прогнозы. Группировать, суммировать, обрабатывать под свои запросы. Это есть корректной настройкой процессов управленческого учета.
А бухгалтер не должен этого всего делать. Да хороший специалист учета может разбираться во многих моментах, касающихся компании: технологии производства, надежности покупателей. Но заниматься этим не есть его прямая обязанность. Когда ведением управленческого учета и обработкой данных занимаются целевые отделы – это отвечает его назначению и значительно упрощает бизнес.
Оптимизируются потоки информации, ускоряется принятие решений. Кроме того, получив свои модули в 1С и свои логины, работники уже не смотрят на неё, как на что-то далекое. Это общий инструмент их общей компании. Выполняется один из постулатов концепции управленческого учета – это не монополия бухгалтеров, но дело всех сотрудников компании.
Обычно клиенты обращаются, чтобы: