Главная / Статьи / Как не потерять рационализаторскую инициативу сотрудников.
Рационализаторство с одной стороны слово, попахивающее советскими временами. Когда любая инициатива сотрудников в народном хозяйстве считала откровенным вредительством. Любые рацпредложения в сфере экономики были чреваты. Инициатива сотрудников однозначно наказывалась.
На данный момент это не карается так уж строго, но то, что у многих сотрудников отбита охота к любой инициативе – это наверняка. При том, что моментов, которые можно усовершенствовать. Хоть пруд пруди.
Скажу Вам больше. Многие из прогрессивных методов, которые продаются маркетинговыми и консалтинговыми фирмами – в том числе и мной – в той или иной мере приходили в голову работникам разных фирм. Но большинство инициативы сотрудников было потеряно. И, очень может статься, что потом за то же самое внедрение инноваций компания платила деньги.
В лучшем случае некоторые из сотрудников проявили инициативу касательно узко своего участка. И его работа стала эффективней. Как правило только для него – компания с этого ничего не поимела.
Многие мерчандайзеры, торговые представители вынуждены мотаться между офисом и торговыми точками, записывая в блокнот заказы. Инициативный сотрудник может позволить себе завести базу на КПК и быстро и удобно сбрасывать данные. А выигрыш времени потратить на то, чтобы взять ещё одну компанию. Или наслаждаться отдыхом. У инициативного сотрудника здесь все козыри на руках.
Это в лучшем случае. Обычно инициатива сотрудников хоронится в суете бизнеса. Никому из менеджеров, с которыми это надо согласовать и от которых зависит продвижение, это не нужно. Банально – нет времени. И за это никто не платит. После нескольких попыток что-то предложить инициативный сотрудник плюет на все, и предложение пропадает безвозвратно. По крайней мере, пока компания не поймет, что здесь у неё тонкое место. И наймет консультанта, чтобы что-то придумать.
И это еще хороший сценарий. Если инициативный сотрудник обладает еще и бизнес-качествами, то вполне может уйти на сторону, открыть свой бизнес и по полной внедрить идею. Он будет иметь весь тот расклад, что и его предыдущая компания, плюс разработанный ним бонус. Винить его за это просто глупо.
Так почему же все-таки теряется инициатива сотрудников, которая вроде как компании и выгодны? Притом – и это факт – многие сотрудники проявляют такую инициативу вполне безвозмездно, не требуя никаких авторских гонораров и т.д. Из-за банального отсутствия правильной системы.
Компании-то это выгодно. Но компания – это владельцы бизнеса. Вышестоящие менеджеры получают прибавку от своих результатов работы. От улучшения, предложенного кем-то, или от общего улучшения в компании они ничего не заимеют. Оно им нужно возиться с инициативой какого-то сотрудника? А потом еще может и внедрять её, что-то менять. Когда теперь все спокойно, и деньги капают.
Позиция тоже понятная, но разрывается порочный круг очень просто. «Ищи того, кому выгодно!» В системе обмена информации и постановки задач, разрабатывается отдельный модуль, предназначенный как раз для отображения рационализаторской инициативы сотрудников. И если туда поступила задача, та же «рацуха», то хочет менеджер или нет, но эта задача оттуда никуда не денется, пока по ней не будет принято решение.
И похоронить её формальными отговорками не получится. Потому что есть «тот, кому выгодно». Сотрудник, проявивший инициативу, должен знать, что за внедренное решение, он получит конкретное вознаграждение. Очень разумно, если выражаться оно будет в проценте от общего прироста. Тогда он будет не только заинтересован его продавить, но и заранее просчитать, смоделировать, прикинуть, сколько от этого будет иметь компания, а сколь соответственно он.
В системе сотруднику будет предоставлена возможность следить за судьбой своей инициативы. И если что, без всяких споров и уговоров просто просигнализировать. Ну и чтоб было совсем эффективно, чтоб «было выгодно» всем, можно определить определенный бонус человеку или команде, которая протестирует и потом внедрит рациональное предложение.
Кроме того, можно сразу же настроить в автоматизированной системе инструменты, которые позволят без больших усилий проанализировать результат от некоторых нововведений. Можно объявить по компании конкурс на предложения в направлениях, по которым у фирмы проблемы. Словом касательно поддержания инициативы сотрудников можно проявить еще много всякой инициативы. Главное понимать, что все это реально больше денег для фирмы. И, конечно, хотеть их заработать.
Обычно клиенты обращаются, чтобы: