Главная / Статьи / Система сбалансированных показателей - знать за какие рычаги тянуть
Внедрение системы сбалансированных показателей – это задача, за которую берутся немногие. Потому что на сегодняшний день на отечественном рынке – это один из элементов высшего пилотажа. Разработка системы сбалансированных показателей – это признак элиты.
Между тем для многих западных компаний это один из неотъемлемых атрибутов управления бизнесом. Основная её задача – управлять и развивать нематериальные активы компании. Такие как отношение акционеров и инвесторов, доверие клиентов, эффективность бизнес-процессов и квалификация персонала плюс общий уровень развития.
Данный метод был разработан исходя из того, что перечисленные аспекты деятельности компании не могут быть измерены денежными и физическими показателями, но от них наиболее зависит успешность компании. Потому, как правило, компании включают в свои стратегии пункты развития этих активов, как приоритетные. Чтобы управлять ними потребовалось внедрение инноваций.
Основой для разработки системы являются два вида сбалансированных показателей: результативные и текущие. Использование результативных дает возможность оценить уровень развития каждого из четырех нематериальных аспектов. Для каждой компании разрабатывается свой их набор, через который описываются нематериальные активы. При внедрении системы сбалансированных показателей они становятся теми маяками, по которым компания судит об уровне развития этих своих элементов.
Имея на руках такие данные можно, можно определить, где позиции фирмы сильны, где требуется дополнительное воздействие. На этом и строятся стратегические цели. То есть в стратегию забивается не абстрактное «Высокая эффективность бизнес-процессов», а конкретное: «Время реализации проектов» в днях, «Количество заказов выполненных в срок» в единицах.
Также при внедрении системы используют текущие сбалансированные показатели. Они дают возможность оперативно отслеживать динамику. Их величина не есть конечный уровень нематериальных активов. Но по ним можно судить, насколько эффективно реализуются стратегия компании.
Такова в принципе действует схема. На практике внедрение системы сбалансированных показателей практически обязательно на базе автоматизированной учетной системы. Иначе просто невозможно оперировать сложными данными. Для каждой фирмы разрабатывается свой набор результативных и текущих показателей. Настройка программы производится, таким образом, чтобы возможно было вносить передавать, анализировать данные по каждому из них.
Когда разработка системы сбалансированных показателей проведена грамотно, мы видим общую раскладку по предприятию. Руководство имеет привязку стратегических целей компании, показателей к которым они приведены, бюджеты, динамику процесса. Где значительная отдача мероприятий, где у нас провисание. Хорошая система становится эффективным инструментом, с помощью которого можно руководить развитием фирмы.
Перенаправлять потоки, выявлять проблемы в определенных моментах, оперативно принимать решения. Главное – мы видим в единой системе то, чего мы хотим достичь и пути, как это сделать. У нас есть конкретные направления, в которые мы вкладываем деньги, и которые дадут нам увеличение ценности нашим нематериальных активов.
Именно это и есть основной задачей разработки системы сбалансированных показателей. Заниматься абсолютно всем одновременно невозможно. Но руководство компании получает информацию, какие именно направления отвечают стратегическим целям. Мы знаем, за какие рычаги потянуть, чтобы в результате улучшились бизнес-процессы на предприятии или возросло доверие инвесторов.
Обычно клиенты обращаются, чтобы: